Статьи

Подписаться на RSS

Соляная печать Фокса Тальбота

Интерес процесса соляной печати заключается в том, что он является прямым предшественником хорошо нам знакомого бромо-серебряного процесса — или обычных черно-белых фотографий. Именно этот процесс и его вариации постепенно вытеснили с фотографической сцены безраздельно господствующие там дагерротипы и открыли дорогу тому фотоизобилию, которое мы наблюдаем сегодня. А ведь все самое основное было известно уже тогда — чудесное свойство серебра хранить свет. Светочувствительность нитрата серебра была обнаружена еще в 1725 году Йоханом Шульце (впоследствии эксперименты были продолжены Карлом Вильгельмом Шееле). Теоретически уже тогда могла бы быть изобретена фотография, и мы могли бы наслаждаться фотопортретами Гете, Вольтера или, например Екатерины II. Могли бы — если бы ни одно маленькое, НО — способ закрепления фотографических изображений был найден только сто лет спустя знаменитым Генри Фокс Тальботом. Несомненно, зная о трудах предшественников, он начал свои эксперименты в начале 1830-х годов. Фокс Тальбот смачивал бумагу в насыщенном растворе соли и после высушивания покрывал раствором нитрата серебра. Фиксацию изображения он производил сильным раствором иодида калия, что приводило к бледно желтому оттенку в светах. И только в 1839 году Гершель (известный нам в частности как изобретатель процесса цианотипии) посоветовал ему использовать для закрепления изображений тиосульфат натрия. С тех пор именно этот химикат взял на себя основную роль по закреплению фотографических изображений. Изображения, полученные данным способом, отличаются мягкостью и слабой контрастностью, а благодаря этому и большим динамическим диапазоном. Название процесса «соляная печать» (salted paper) может быть не очень благозвучно, однако позволяет устранить путаницу названий. Дело в том, что сам Фокс Тальбот называл процесс производства бумажных негативов при помощи соляного раствора и нитрата серебра — калотипией (calotype), в то время как существует другой процесс с использованием солей железа под названием каллитипия (kallitype), а также — колотипия (collotype) — фотомеханический способ печати изображений. Итак — «соляная печать». При «соляной печати» бумага пропитывается в растворе хлоридов, а затем, после высыхания, покрывается раствором нитрата серебра и высушивается снова. После экспонирования производится промывка и фиксация полученного изображения. Характеристики изображения при соляной печати таковы, что некоторые называют этот процесс «платинотипией для бедных», поскольку при гораздо меньшей стоимости исходных химикатов — можно приблизиться качеством изображения и тональными характеристиками к отпечаткам, сделанным по процессу платиново-палладиевой печати. Попробуем шаг за шагом проследить легендарный процесс Фокса Тальбота, свидетельствовать таинство превращения крупиц серебра в запечатленный свет.


Дмитрий Орлов


Амбротипия

  Амбротип, 1860 года

Амбротипия (от др.-греч. ἀνβροτός — «бессмертный», и τύπος — «отпечаток»)  

— вариант коллодионного процесса, изобретённого в середине 1850-х Фредериком Скоттом Арчером. В результате этого процесса получается позитивное изображение на стеклянной пластине, закрашенной с одной стороны черной краской или же черной в массе. На одну сторону тщательно вымытой стеклянной пластинки наносится тонкий слой коллодия с растворенными солями бромидами и иодидами, затем пластинка сразу же погружается в раствор нитрата серебра на время от 4 до 5 минут, где происходит химическая реакция и образуются галогениды серебра — иодид и бромид. Далее, пока пластина не высохла, она экспонируется, чаще всего в камере большого формата. Время экспозиции варьируется от одной до шестидесяти секунд или больше, в зависимости от яркости объекта съёмки, его цвета и установленной диафрагмы. Далее пластина проявляется и фиксируется. Последней стадией является лакировка поверхности для придания ей прочности и долговечности. Такой эффект достигается за счет того, что при проявлении серебро в этом процессе восстанавливается до металлического — светло серо-белого, и начинает отражать падающий на него свет. Обычно обратную сторону пластины закрашивают черной краской или лаком, а иногда подкладывают бархат.


Алексей Алексеев

Алексей Алексеев - фотограф и исследователь альтернативных и исторических фотопроцессов. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Первый в современной России освоил Мокро-Коллодионный процесс (Амбротипия, Тинтайпы) до уровня профессиональной съемки. Для реализации проектов использует полностью ручные процессы, камеры большого формата, старинную форматную оптику. Работы Алексея находятся в коллекции Оружейной Палаты Музеев Московского Кремля, Музея Истории Фотографии Санкт-Петербурга, РОСФОТО, а так же в частных коллекциях в России, США, Великобритании, Германии, Австралии.