Соляная печать Фокса Тальбота

Интерес процесса соляной печати заключается в том, что он является прямым предшественником хорошо нам знакомого бромо-серебряного процесса — или обычных черно-белых фотографий. Именно этот процесс и его вариации постепенно вытеснили с фотографической сцены безраздельно господствующие там дагерротипы и открыли дорогу тому фотоизобилию, которое мы наблюдаем сегодня. А ведь все самое основное было известно уже тогда — чудесное свойство серебра хранить свет. Светочувствительность нитрата серебра была обнаружена еще в 1725 году Йоханом Шульце (впоследствии эксперименты были продолжены Карлом Вильгельмом Шееле). Теоретически уже тогда могла бы быть изобретена фотография, и мы могли бы наслаждаться фотопортретами Гете, Вольтера или, например Екатерины II. Могли бы — если бы ни одно маленькое, НО — способ закрепления фотографических изображений был найден только сто лет спустя знаменитым Генри Фокс Тальботом. Несомненно, зная о трудах предшественников, он начал свои эксперименты в начале 1830-х годов. Фокс Тальбот смачивал бумагу в насыщенном растворе соли и после высушивания покрывал раствором нитрата серебра. Фиксацию изображения он производил сильным раствором иодида калия, что приводило к бледно желтому оттенку в светах. И только в 1839 году Гершель (известный нам в частности как изобретатель процесса цианотипии) посоветовал ему использовать для закрепления изображений тиосульфат натрия. С тех пор именно этот химикат взял на себя основную роль по закреплению фотографических изображений. Изображения, полученные данным способом, отличаются мягкостью и слабой контрастностью, а благодаря этому и большим динамическим диапазоном. Название процесса «соляная печать» (salted paper) может быть не очень благозвучно, однако позволяет устранить путаницу названий. Дело в том, что сам Фокс Тальбот называл процесс производства бумажных негативов при помощи соляного раствора и нитрата серебра — калотипией (calotype), в то время как существует другой процесс с использованием солей железа под названием каллитипия (kallitype), а также — колотипия (collotype) — фотомеханический способ печати изображений. Итак — «соляная печать». При «соляной печати» бумага пропитывается в растворе хлоридов, а затем, после высыхания, покрывается раствором нитрата серебра и высушивается снова. После экспонирования производится промывка и фиксация полученного изображения. Характеристики изображения при соляной печати таковы, что некоторые называют этот процесс «платинотипией для бедных», поскольку при гораздо меньшей стоимости исходных химикатов — можно приблизиться качеством изображения и тональными характеристиками к отпечаткам, сделанным по процессу платиново-палладиевой печати. Попробуем шаг за шагом проследить легендарный процесс Фокса Тальбота, свидетельствовать таинство превращения крупиц серебра в запечатленный свет.


Дмитрий Орлов